Виды декоративно-прикладного искусства

Промысел лозоплетения в селе Крестьянка


    Плетение как ремесло имеет долгую историю, и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.
   С помощью плетения строились стены домов. По одной из версий, плетение явилось прародителем ткачества. Люди начали плести из доступных природных материалов ещё тогда, когда у них не было оборудования и инструментов для создания более сложных предметов для жизни и хозяйства.
  В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Завезенные из европейских стран изделия из ивы пользовались широким спросом у владельцев поместий. Возникновение такого спроса и стимулировало российских крестьян на пробу нового ремесла - плетение из лозы.
   Промысел лозоплетения актуален и сейчас. Плетёные изделия модны и практичны. Они экологически чисты. Как и прежде, есть спрос на плетёную мебель. Люди охотно пользуются корзинами, плетёными хлебницами, вазами и другими бытовыми вещами.
   В нашем селе лозоплетением в настоящее время занимается Волков Анатолий Прокопьевич. Всю жизнь Анатолий Прокопьевич посвятил  сельскому хозяйству: в совхозе «Кировский» он работал шофёром. Уже много лет с любовью и старанием он разводит пчёл, помогает сыну в фермерском хозяйстве. Заниматься лозоплетением начал сравнительно недавно – после выхода на пенсию.
   Местоположение нашего села  (оно расположено на берегу озера Крестьянское), наличие лозы для плетения изделий, традиции лозоплетения, которые долгое время развивались в Мамонтовском лесхозе, а ещё и пример отца, его мастерство побудили заняться этим промыслом и Анатолия Прокопьевича. Ещё в годы Великой Отечественной войны, отец Анатолия Прокопьевича показал ему, мальчишке, как плести корзины. Науку отца долгие годы хранил он в памяти, пока не настало то время, когда появилась возможность заняться этим ремеслом. По памяти и интуитивно освоился и стал плести.  Корзины самых разных размеров, изготовленные народным умельцем, используются в домашнем хозяйстве для сбора грибов, фруктов, для хранения овощей. Они красивы и удобны, легки и добротно сделаны.

Работы можно посмотреть на странице Работы мастеров

Промысел вязание крючком и на спицах


    На территории нашей страны вязание крючком стало популярным довольно поздно — в конце XIX века. Вязали сначала самодельными крючками, которые представляли собой обыкновенную проволоку, которая имела острый конец. Через некоторое время, крючки перестали быть дефицитом и появились в свободной продаже.
   Что касается ниток, то российские женщины, поначалу использовали льняные нитки, которые сами изготавливали дома. Катушечные нитки появились значительно позже.

   Валентина Александровна Ошуркова – удивительно сильная, талантливая русская женщина-мать, женщина-труженица. Многодетная мать, она всю жизнь проработала дояркой в совхозе «Кировский». Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, она активно занимается творчеством: поёт в вокальном ансамбле «Веселушки», который выступает в сельском клубе на каждом культурном мероприятии и участвует в районных и краевых конкурсах и концертах. Кроме того Валентина Александровна занимается вязанием.     Крючком и на спицах она создаёт яркие, удивительно разнообразные изделия: шали, прихватки, носки и варежки, коврики и чехлы для стульев. Изделия народной умелицы радуют глаз многоцветьем, восхищают мастерством исполнения. Уже не раз Валентина Александровна представляла их на сельских и районный выставках, на благотворительных ярмарках. 

   Талантливая  женщина, красавица, мастерица, заводила культурных мероприятий, солистка ансамбля «Веселушки»… Можно ещё долго перечислять отличительные особенности творческой натуры и грани таланта Маштаковой Веры Егоровны. В юности закончила она культпросветучилище, работала художественным руководителем в клубе совхоза «Кировский», бухгалтером в торговле, поваром в школьной столовой, сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Вера Егоровна организует творческие мероприятия для пожилых людей и инвалидов дома-интерната.
   Уже давно Вера Егоровна начала заниматься вязанием крючком и на спицах, шитьём и другими видами рукоделия. Человек увлекающийся и активный, она легко осваивает различные техники и виды ремёсел. Её изделия, связанные, сшитые, сплетённые, испечённые – одним словом, сотворённые её золотыми руками, знакомы всем жителям села. Тепло её рук, мастерство и талант согревают родных и близких, друзей и знакомых, потому что Вера Егоровна щедро делится своими творениями с ними, раздаривая всё. Шали и разного вида салфетки, чехлы и коврики, подследники и носки – все эти изделия связаны с большим мастерством и любовью.

 

Работы можно посмотреть на странице Работы мастеров

Вышивка крестом как вид народного промысла


    Вышивка крестом - это особое народное искусство, которое появилось настолько давно, что определить это время никто не берется. Единственное, что можно сказать об истории появления вышивки крестом, это то, что шить стали еще в самые древние времена, когда необходимо было сшивать одежду из шкур диких зверей и сшивание шкур производили «крест-накрест». Со временем люди развивались, начали носить одежду из хлопка, льна, шерсти, украшая ее вышивкой. Вскоре вышивка стала очень популярным искусством: вышивали одежду, обувь, постельное белье, полотенца, картины. 
    Первая вышивка на Руси появилась в IX-XII веках. У славян вышивка крестом служила не только украшением, но и оберегом от бед, сглазов и любого зла. Есть поверье, что вышивка, сделанная в один день от рассвета до заката, оберегает от злых сил, болезней напастей и прочих бед.
    Изначально вышивкой крестом занимались избранные люди из высшего общества -  монахи и знать. Для этого занятия использовались дорогие материалы – бархат,  шелк, золотые и серебряные нити, драгоценные камни, жемчуг. Такой вышивкой украшали одежду служителей православных храмов и церквей, царей и членов их семей, бояр. Дочь царя Бориса Годунова – Ксения была одной из лучших мастериц того времени, ее работы сохранились до наших дней, они были выполнены в 1601 году. 
   С XVIII века вышивкой начинают заниматься и простые крестьянские девушки. Несмотря на то что эти изделия были выполнены не из дорогих материалов, это настоящие шедевры искусства. В Древней Руси любая девушка  должна была  уметь вышивать. К пятнадцати  годам каждая девушка должна была собственноручно приготовить себе приданое: скатерть, рубаху, сарафан, подушки и так далее. Вышитые узоры были не просто красивым дополнением одежды, они  играли роль оберега. Каждый символ имел свое значение, особенно это прослеживалось в вышивке крестом. Рубаха с вышитыми крестом символами защищала своего носителя от сглаза, порчи, болезни и других неприятностей. Самой сильной защитной силой обладало полотенце «обыденное» или сделанное несколькими искусными мастерицами за один день.
     По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, но  теперь мы используем вышивку только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем,  и все реже для украшения одежды.
     На уроки рукоделия в школе Раиса Дмитриевна Строкова  ходила с большим удовольствием, уже тогда она полюбила шить, вязать, вышивать. Впоследствии, работая в школе с учащимися начальных классов, она могла увлечь своих учеников творчеством, передать им навыки вышивания, вязания, плетения. Школа, семья, общественная работа, строительство дома – всё это отнимало много времени, но не мешало творчеству, потому что во всём Раиса Дмитриевна видела возможность для самовыражения. Активная жизненная позиция, трудолюбие и увлечённость отличали и отличают её. Пенсия дала возможность больше времени посвящать любимому виду художественного творчества – вышиванию крестом. И вышивает Раиса Дмитриевна не просто утилитарные вещи, необходимые для быта, она вышивает картины – портреты, пейзажи, натюрморты и тематические картины. 

Работы можно посмотреть на странице Работы мастеров

 

 

Техника канзаши


    Родина этой техники - Япония. Искусству «канзаши» около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого они использовали,   прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.
      "Кандзаси (яп. 簪?, в транскрипции ромадзи — kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси».)— женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно."  
       Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века. Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение. Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.  
    В последние годы мы наблюдаем всплеск интереса к изделиям, выполненным в этой технике. В нашем селе технику канзаши освоила Лубягина Ольга Фёдоровна. Молодая женщина, замечательная хозяйка, мать и жена, она с большим интересом отнеслась к освоению этого вида декоративно-прикладного искусства. Заколки, ободки, панно и букеты – всё это изящно и органично оформлено цветами в технике канзаши. Увлечение мамы разделяет и дочь Настя – человек талантливый, творческий. Изделия Ольги Фёдоровны украшают интерьеры домов наших односельчан, она с большим желанием берётся за выполнение заказов и мастерски их исполняет. 

Работы можно посмотреть на странице Работы мастеров

 

 

 

Техника макраме

Техника узелкового плетения уходит далеко вглубь веков и первоначально использовалась в сугубо практическом смысле. Собственно, как только появились первые веревки, вслед за ними появилась и необходимость как-то скреплять их вместе или крепить к чему-либо. Тогда и возникли узлы. Различного вида узлы использовались разными народами на протяжении всей истории. Узлы помогали в работе, служили амулетами, оберегами, лечили, использовались в магических ритуалах, запрещались, разрешались и, наконец, использовались в качестве украшений и декора. В нашем селе техникой макраме владеет жительница села Гердт Марина Николаевна.

В школе в рамках проекта «Школьный музей как   центр исследовательской и проектной деятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного и экологического развития» и одного из его направлений «Декоративно-прикладное творчество в нашем селе» прошёл мастер-класс по технике плетения макраме, который провела Гердт Марина Николаевна. Девочки с большим удовольствием и интересом слушали её рассказ о макраме и сами выполняли элементы этого вида декоративного искусства. В результате они научились выполнять основные узлы макраме и совместно выполнили подвеску для кашпо. Всем очень понравилось заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства, Марина Николаевна подарила ребятам книгу «Макраме: украшения из плетёных узлов».